Категории

Музей подсолнуха

В Амстердаме открылся после ремонта музей Ван Гога

Подсолнухи Винсента Ван Гога

Подсолнухи стали своего рода визитной карточкой великого живописца Ван Гога. Что эти цветы  значили для него? Почему он постоянно к ним возвращался?

(Автор Татьяна Елисеева)

Ван Гог писал подсолнухи одиннадцать раз, и все варианты  картин отличаются друг от друга.  Художник любил этот цветок и считал его символом благодарности миру, солнцу, свету. Подсолнух раскрывается при появлении солнца и поворачивается вслед за ним, словно благодарит  за энергию, наделяющую  се живое силой и красотой.

Любимый цвет

Подсолнухи Ван Гога написаны в особой технике «импасто». Суть ее заключается в том, что краски наносятся на основу  очень густым слоем, не только с помощью кисти, но и ножом. Таким образом создается рельефное изображение,  и особенно сочные краски поражают взор.  Желтый – главный цвет Винсента Ван Гога. Художник приписывал желтому цвету магическое свойство — вызывать в человеке  радость, пробуждать жизнелюбие.
Ни одна репродукция не может достоверно передать интенсивность ван-гоговского желтого цвета. И если вы хотите в полной мере насладится этой красотой, отправляйтесь в музей.

«Желтый – это был его любимый цвет, символ того света, который он мечтал увидеть не только на картинах, но и в сердцах»

Французский художник Эмиль Бернар

Ван Гог и генетика

Мы привыкли видеть в центре  подсолнечника большой темный круг, обрамленный желтыми лепестками. Некоторые подсолнухи на картинах Ван Гога изображены с минимальным центральным диском, серединка цветка тонет среди «мохнатой» поросли. Считалось, что это —  фантазия гения. Но, как выяснили ученые из университета Джорджии (США), Ван Гог изобразил мутацию, которая иногда поражает подсолнечник.  Эта мутация появляется случайно,  вымывается из популяции быстро, так как нарушает формирование семян,  и не получила широкого распространения.
Генетики  создали новый сорт  подсолнухов, таких, как ван-гоговские,  путем скрещивания обычного цветка с полумутантным. И в результате получили  точную копию знаменитых  букетов . Так Ван Гог помог ученым в изучении секретов природы.

«Я бы хотел написать больше подсолнухов, но они уже отошли», — признался Ван Гог в письме к брату Тео 25 сентября 1888 года .

Первый цикл 

Ван Гог написал три серии картин «Подсолнухи». В первый циклвошли работы, написанные художником в Париже в 1887 — «лежащие цветы».

Два срезанных подсолнуха. Париж, 1887. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Второй цикл 

Через год и позже, в Арле,   Ван Гог пишет второй цикл  —  букеты  в вазе.

Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия

Несколько «портретов цветов»  из второго цикла  в Арле художник написал из-за особого стечения обстоятельств. Однажды на сеанс не пришли натурщицы,  и он, чтобы не сидеть без дела, решил изобразить подсолнухи.

А в другой раз, художник собрался на пленер, но разыгралась буря. Он не мог работать на природе, как планировал,  и взялся за свои любимые цветы.

28 октября 1888 года, когда художник работал в Арле, к нему приехал его друг и соратник Поль Гоген. Они много гуляли вместе, разговаривали, писали одни и те же мотивы. Поль Гоген запечатлел Винсента за работой над «Подсолнухами». А две картины Ван Гога с подсолнухами были предназначены Гогену. Но противоречия и творческие споры постепенно накаляли их отношения. И уже через месяц Гоген уехал из Арля обратно в Бретань.

Ван Гог, рисующий подсолнухи. Гоген. 1888 год 

Третий цикл 

Третий цикл картин – копии «Подсолнухов» написаны автором, с некоторыми  изменениями, после возвращения из Арля.

В 2014 году в Лондонской Национальной галерее были выставлены две картины-близнецы «Подсолнухи», выполненные в 1888 году — в Арле,  и в 1889, в Париже. Сравнение  на выставке этих похожих картин напоминало «игру найди 10 отличий». Надо отметить, что копия, написанная после Арля ярче, чем оригинал.  Воображение добавило цветам  красок.

«Подсолнухи» и близнецы. Выставка Винсента Ван Гога. 2014 год. Лондонская Национальная галерея.

Спасем желтый цвет

Недавние исследования картин  показали, что цветы на полотнах постепенно меняют цвет и из желтых становятся коричневыми. Скорее всего на процесс «увядания» влияет современное освещение в музеях и художественных галереях, а именно —светодиодные лампы . Ван Гог использовал белый пигмент на основе сульфата для высветления желтой краски. А  спектр светодиодных ламп  вызывает  в сульфате нежелательную химическую реакцию. Из-за  нее картинам грозит потеря оригинальных цветов.

Группа ученых во главе с Коэном Янсеном из Антверпенского университета (Бельгия) считает, что потерю цвета можно остановить, если защищать картины от этого  света и держать их при прохладной температуре. Поэтому всем музеям, которые владеют «Подсолнухами» Ван Гога (Музей Ван Гога в Амстердаме, Национальная Лондонская Галерея, Музей изобразительных искусств в Филадельфии, Новая Пинакотека в Мюнхене и др.,) было рекомендовано приглушить над ними  свет, так чтобы подсолнухи были почти не видны зрителям, и искусственно понизить температуру в залах до нуля градусов. Эти меры помогут сохранить первозданный цвет от потускнения.
И необыкновенная яркость «Подсолнухов» Винсента Ван Гога будет удивлять, восхищать и пленять человечество сотни лет.

Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889. Токио. Японский музей искусств Сомпо, Япония

 

Источник: http://psihoanalitika.lv/ru/745.html

Сколько же этих подсолнухов? Любимцы Ван Гога


Поль Гоген «Ван Гог рисует подсолнухи» 1888 г. Холст, масло. 73 x 91 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды


«Ваза с пятнадцатью подсолнухами» Ван Гога – одна из самых знаменитых его картин, однако, их яркие лепестки скрывают весьма трагичную историю.
Начавшись с «Подсолнухов», «Подсолнухами» она и закончилась...


Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 93х73. Национальная галерея. Лондон



Чем больше смотришь на «Подсолнухи», тем более странной кажется эта светлая и завораживающая картина.
Но как может возникнуть такой эффект в отношении столь банального предмета, как ваза с цветами?

Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком.
Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней одиннадцать раз. Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На подсолнухах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.

Подсолнухи положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена.
Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.

Весной 1886 года Винсент Ван Гог, 32-летний сын проповедника из Голландии, приехал в Париж в надежде стать художником.


Улица Лепик, 54. Здесь Ван Гог жил у своего брата Тео(1886-1888)



Целый год он рисовал там все, что видел вокруг.


Ван Гог. Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик. 1887. Масло. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды



В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.




Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.

На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию.
Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.


Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х6 Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.



В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами.
Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин.


Четыре срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 60х100. Отерло, Кроллер-Моллер Музей



Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил!
Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.

Через некоторое время Ван Гог отправился на юг Франции, в Прованс, чтобы присмотреть там подходящее место для студии, и он находит его в Арле. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг.
Свое новое жилище здесь художник называет «желтым домиком» и пишет о нем брату: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».




Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников.
Ван Гог мечтал, что под крышей этого дома соберутся и будут творить и другие художники, для этой цели он снимал здесь целых четыре комнаты.
Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку, и Гоген обещает приехать.

Готовясь к встрече со своим кумиром, Ван Гог лихорадочно работал, создавая по картине в день - как школьник, ожидающий похвалы от учителя.
Он с необычайной остротой чувствовал цвет и особенно любил желтый, а здесь его было в избытке. Поэтому Ван Гог так радовался переезду.
Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул.
Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.


Вид на Арль с пшеничного поля Июнь 1888 год . Холст, масло. Париж, Музей Родена



Стога сена в Провансе Июнь 1888 года . Холст, масло . Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер



Ночное кафе на площади Ламартин в Арле Сентябрь 1888 года . Холст, масло. Нью-Хейвен (штат Коннектикут, США), Художественная галерея Йельского Университета



Красные виноградники Ноябрь 1888 года . Холст, масло. Москва, Музей им А.С.Пушкина



Автопортрет в соломенной шляпе с трубкой Сентябрь 1888г. Холст, масло. Кеймбридж (штат Массачусетс, США), Музей изобразительного Искусства Фогг, Гарвард



Кресло Винсента и его курительная трубка Декабрь 1888 года . Холст, масло. Лондон, Национальная Галерея



Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах.


Три подсолнуха в вазе. Арль, август 1888. Холст, масло, 73х58. Частное собрание, США




Натюрморт пять подсолнухов в вазе Август 1888 года . Холст, масло. Уничтожена при пожаре во время Второй Мировой Войны




Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 91х72. Мюнхен, Новая Пинакотека, Германия



И вот, нарушив все существовавшие теории контрастов, он создает свой бесспорный шедевр, «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» – яркие желтые цветы на ярком желтом фоне. Желтое на желтом - тогда это считалось немыслимым, но почему-то сработало.


Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, август 1888. Холст, масло, 93х73. Национальная галерея. Лондон



Но гений Ван Гога виден не только в подборе цвета. Рентгеновское исследование этой картины показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски.

Наконец Гоген приехал, картина ему очень понравилась.
Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.
Ван Гог попробовал рисовать без натуры, но в вымышленном мире ему было некомфортно.

Напряженность их отношений видна даже на портрете Гогена, нарисованном Ван Гогом в то время - у Гогена практически не видно лица, не захотел Ван Гог его рисовать...


Винсент Ван Гог. «Поль Гоген (Человек в красном берете)» 1888 г. Джут, масло. 37.0 x 33.0 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.



Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль.

Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились, и за этим последовало самое известное в мире искусства членовредительство.


Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой Январь 1889г. Холст, масло. Частная коллекция



Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи».
Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины.
И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами».

До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года.

Два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.




Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:





Ван Гог, Поль Гоген, импрессионисты, подсолнухи



Источник: https://kulturologia.ru/blogs/141017/36319/

Все «Подсолнухи» Винсента Ван Гога

В честь открытия нового парадного входа перед Музеем Винсента Ван Гога в Амстердаме высадят 125 000 подсолнухов. Прямо на музейной площади взору посетителей откроется грандиозный вид на желтую аллею, на фоне которой можно будет сделать незабываемые фотографии. Пройдя по улочкам цветочного лабиринта, посетители попадут в три комнатки. Каждая будет посвящена общему событию — коллаж из работ голландского художника, фотографии процесса возведения нового холла, выступление музыкантов, навеянное творчеством Винсента Ван Гога.

Первую серию «Tournesols» с лежащими на земле цветами художник писал Париже в 1887 году. Вторую – подсолнухи в вазах – спустя год в Арле. «Одни большие подсолнухи - ничего больше», - напишет художник о своем наваждении.

Самыми дорогими в истории «Подсолнухами» Винсента Ван Гога стала его картина «Натюрморт: Ваза с пятнадцатью подсолнухами», проданная в марте 1987 года на лондонских торгах Christie's за $39,921,750.

Праздничное открытие нового входного холла в Музей Ван Гога состоится 5-6 сентября 2015 года.

Источник: http://orloffmagazine.com/news/muzey-van-goga-vysadit-125-000-podsolnuhov
Другие записи